| Главная | Описания | Статьи | Программы | Загрузка | Ссылки | Разное

GPS и ГЛОНАСС не объединятся, заявили в Роскосмосе. Однако проблема совместной эксплуатации уже решена

Американская система навигации GPS и российская ГЛОНАСС, скорее всего, никогда не будут совмещены, однако будет достигнута их правовая и техническая взаимодополняемость. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил начальник управления Федерального космического агентства Анатолий Шилов.

"Системы всегда останутся разные. Я не знаю, как их объединить даже с политической точки зрения. Технологии, скорее всего, никогда не будут совмещены, но в правовом и техническом поле будет достигнута взаимодополняемость", — заявил Шилов в пятницу на пресс-конференции в центральном офисе агентства в Москве.

Он отметил, что задачи навигации будут решать около 100 спутников, включая системы GPS, ГЛОНАСС, к которым добавятся еще две системы навигации (европейская и японская — прим. ред.).

"У пользователя будет одинаковое отрегулированное право пользоваться любыми из 100 этих спутников. Сегодня более 50 спутников уже действуют", — сказал Шилов.

По словам начальника управления, в настоящее время есть международные стандарты Международной организации гражданской авиации и Международной морской организации, как пользоваться системами GPS и ГЛОНАСС.

"Применяя эти стандарты, можно создать навигационный приемник", — добавил он, отметив, что проблема совместной эксплуатации систем GPS и ГЛОНАСС на сегодняшний день успешно решена.

Как устроена спутниковая навигация (СПРАВКА)

Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте (координаты которого необходимо получить) до спутников, положение которых известно с большой точностью. Таблица положений всех спутников называется альманахом, которым должен располагать любой спутниковый приемник до начала измерений.

Обычно приемник сохраняет альманах в памяти со времени последнего выключения, и, если он не устарел, мгновенно использует его. Каждый спутник передает в своем сигнале весь альманах.

Таким образом, зная расстояния до нескольких спутников системы, с помощью геометрических построений можно вычислить положение объекта в пространстве. Для осуществления возможности измерения времени распространения радиосигнала каждый спутник навигационной системы излучает сигналы точного времени в составе своего сигнала используя точно синхронизированные с системным временем атомные часы.

При работе спутникового приемника его часы синхронизируются с системным временем и при дальнейшем приеме сигналов вычисляется задержка между временем излучения, содержащимся в самом сигнале, и временем приема сигнала. Располагая этой информацией, навигационный приемник вычисляет координаты антенны, а накапливая и обрабатывая эти данные за определенный промежуток времени, становится возможным вычислить такие параметры движения, как скорость, пройденный путь и т.д. В реальности работа системы происходит значительно сложнее.

Единственная полностью работающая спутниковая навигационная система в настоящее время — Navstar, которая принадлежит министерству обороны США, что, собственно, считается другими государствами ее главным недостатком. В мире она более известна под названием GPS.

Galileo — европейский проект спутниковой системы навигации. Европейская система предназначена для решения навигационных задач для любых подвижных объектов с точностью менее одного метра. Точность бытовых приемников Navstar (GPS) колеблется от 10 до 35 метров в зависимости от условий приема сигналов — в городе или за его пределами и т.п. — но зато они стоят очень недорого.

Ныне существующие GPS-приемники не смогут принимать и обрабатывать сигналы со спутников Galileo, хотя достигнута договоренность о совместимости и взаимодополнении с системой Navstar (GPS) третьего поколения.

Так как финансирование проекта будет осуществляться в том числе за счет продажи лицензий производителям приемников, следует ожидать, что цена на последние будет несколько выше сегодняшних. Ожидается, что Galileo войдет в строй в 2013 году, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (27 операционных и 3 резервных).

В отличие от американской GPS и российской ГЛОНАСС, система Galileo не контролируется ни государственными, ни военными учреждениями. Разработку осуществляет Европейское аэрокосмическое агентство (ЕКА). Общие затраты на создание системы оцениваются в 3,8 млрд. евро, включая стоимость инфраструктуры на Земле.

Две трети капиталовложений будут сделаны частными компаниями и инвесторами, а одна треть ЕС и ЕКА. Планируется, что система будет бесплатна для всех, однако за большую по сравнению с GPS точность придется платить отдельно.

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) была разработана в СССР в начале 1980-х годов и сейчас принадлежит Российским аэрокосмическим силам. Все спутники были запущены с космодрома Тюратам в Казахстане, первые три — в октябре 1982 года. Прием первых сигналов начался в декабре 1983 года.

Полностью система должна была начать функционирование в 1991 году, но реально заработала только в сентябре 1993 года. Полное укомплектование спутниками произошло в декабре 1995 года. На пике своей эффективности система гарантировала аккуратность измерения местоположения в 55 м по горизонтали и 70 м по вертикали в общедоступном стандарте. Более точный сигнал был доступен только для военных нужд.

В свои лучшие годы группировка спутников состояла из 24 штук, в связи с плохим финансированием программы к апрелю 2002 года на орбите осталось только 8 работающих спутников, что сделало их использование неприемлемым.

Началась разработка новой программы ГЛОНАСС-М. Космические аппараты типа "Глонасс-М" эксплуатируются с декабря 2003 года. Они созданы в железногорском (Красноярск-26) ОАО "Информационные спутниковые системы" им. Решетнева на базе тех же проектно-конструкторских решений, что и их предшественники — аппараты типа "Глонасс".

Основные изменения в "Глонасс-М" свелись к модификации антенно-фидерного устройства, увеличению срока активного существования до семи лет (у "Глонасс" этот параметр составлял 3 — 4,5 года), введению второй навигационной частоты для гражданских пользователей. Масса одного космического аппарата — 1415 кг.

К 2011 году группировка спутников ГЛОНАСС-М будет увеличена до 30.

Если орбитальную группировку все же можно использовать, то с приемниками для военных дела обстоят гораздо хуже. Модели ГЛОНАСС-приемников для армии были представлены еще в 2007 году, однако после этого никакой информации о них не появлялось. В России, как утверждается, нет предприятий с ресурсами для изготовления данных приемников.

Кроме того, ни одна компания не будет вкладывать деньги в разработку приемников, пока орбитальная группировка не будет полностью сформирована. Попытка в принудительном порядке обязать госпредприятия производить такой тонкий продукт ни к чему не привели.

А первые покупатели гражданских навигаторов оказались разочарованы. Некоторые пользователи жалуются на то, что навигаторы не видят спутников или есть неполадки в работе программного обеспечения.



Copyright © WWS 2004—2012
В дорогу!
Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU Locations of visitors to this page