| Главная | Описания | Статьи | Программы | Загрузка | Ссылки | Разное

Экономическая составляющая спутниковой навигации. 

У российских производителей еще есть шанс получить свою долю 

на рынке GPS-оборудования.

 

Премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление №635 от 18 октября 2003 года, которое открывает дорогу широкому использованию в России приборов GPS и дает возможность отечественной промышленности выйти на один из наиболее динамичных мировых рынков их гражданских модификаций. А рынок этот огромен. Так, по прогнозам, в 2008 г. объем рынка GPS-продуктов и услуг по всему миру достигнет 22 млрд. долл., из которых 12% придется на средства индивидуальной навигации, в том числе телефоны с GPS. К примеру, еще в марте 2003 г. японская корпорация KDDI отпраздновала продажу 5-миллионного мобильного телефона с такой функцией.

Этот "жирный" кусок делят между собой примерно 15 фирм, большая часть которых американские. Россия же из-за секретности на этом рынке пока не присутствует, хотя на десятипроцентную его долю могла бы смело рассчитывать.

В чем же смысл подписанного Касьяновым постановления? Оно практически легализует существующий в России рынок GPS-приемников, так как признает утратившим силу пункт постановления ╧ 832 "Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" от 1996 г. Этот пункт обязывал продавцов радиоэлектронных средств, в том числе мобильных телефонов, получать разрешение на их реализацию в Госсвязьнадзоре. Даже если останется запрет на навигационное оборудование и карты точностью больше 30 м, у российских производителей появится стимул производить всю номенклатуру оборудования для работы со спутниковыми навигационными системами. А это не только американская GPS, но и отечественная ГЛОНАСС, и запускаемая в 2008 г. европейская Galileo.

Российский ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) находится в постоянной эксплуатации с 1995 г. Но всемирное признание получил ее американский аналог - GPS (Global Positioning System), хотя обе системы равно предназначены для предоставления навигационных услуг неограниченному количеству пользователей, находящихся на поверхности Земли, в воздухе и околоземном космическом пространстве и имеющих специальные навигационные приемные устройства. А дело в том, что ГЛОНАСС, принадлежащая военным, была засекречена. Американцы же, которые всегда ищут возможность извлечения прибыли из военных разработок, создали вокруг GPS огромный рынок гражданской продукции. Поэтому все связанное с навигационными спутниковыми системами обязательно имеет приставку GPS.

История использования ГЛОНАСС типична для отечественных спутниковых систем. Как всегда, не оказалось средств на создание адекватного наземного сегмента - у военных не было денег на оснащение армии GPS-приемниками. Космическая система стала деградировать. Из запущенных к 1990 г. 48 спутников 16 вообще не передавали никаких сигналов. Когда стали разбираться, а это было уже в 1991 г., то выяснилось, что эти спутники вообще не имели на борту аппаратуры - их использовали для отработки вывода на орбиты. А ведь принцип работы навигационной аппаратуры потребителей основан на приеме сигналов от 4-х и более спутников, находящихся одновременно в зоне видимости определяющегося объекта, и вычислении собственных текущих координат, скорости и времени на основании информации, излучаемой со спутников. При этом полученная потребителем точность навигационных определений может составлять 30-40 м и менее.

К лету 2001 г. на орбите остались только 6 работающих спутников. В результате, чтобы определить свое местонахождение, в ГЛОНАСС требуется от 30 до 60 минут. А в GPS - примерно 10 секунд. И только недавно военные спохватились и стали восстанавливать спутниковую группировку. В конце 2003 г. одной ракетой "Протон-К" с Байконура были запущены три спутника. Два из них - модели "Ураган" и один - модифицированной "Ураган-М". Как сообщается, "Ураган-М" представляет собой спутник нового поколения, имеющий улучшенные технические характеристики. Он рассчитан на более продолжительный срок эксплуатации на низкой околоземной орбите - 7 лет. "Ураган-М" должен обеспечивать пользователей системы, которые могут находиться в любой точке земного шара и околоземного пространства, более точными навигационными данными. Делать это он будет быстрее, чем спутники серии "Ураган".

В последние годы финансирование программы ГЛОНАСС осуществляется хотя и в недостаточном объеме, но с постоянным увеличением. Так, федеральные ассигнования на нее в 2004 г. возрастают на 40,6% по сравнению с 2003 г. Много это или мало, можно спорить. Но без подключения отечественной промышленности к массовому выпуску широкой гаммы продукции для использования этой системы в гражданском секторе заказы военных нельзя назвать массовыми. А отсюда и огромные цены. Кроме того, МО долго не оплачивает даже поставленную продукцию. Как отмечает гендиректор компании "ПРИН", "наш опыт поставок GPS-оборудования силовикам показывает, что задержка оплаты порой может достигать трех лет".

А ведь не так давно Генштаб распорядился профинансировать программу информационного переоснащения войск. В соответствии с планом Анатолия Квашнина до конца 2005 г. всех командиров взводного и ротного звена необходимо оснастить приемниками ГЛОНАСС. Их потребуется не менее полумиллиона. Чтобы вести бой современными методами, каждое подразделение и каждый солдат должны знать свое местонахождение. Навигационные приемники позволят сделать еще один шаг к экипировке солдата XXI века.

Во сколько же обойдется оснащение армии приборами ГЛОНАСС? В России их разрабатывают несколько КБ и НИИ. Но, к примеру, отсутствие спроса привело к тому, что разработанные в КБ "НАВИС" совмещенные GPS/ГЛОНАСС приемники "неподъемны" для военных не только физически, но и в силу своей дороговизны. По данным журнала "Финанс", рыночная стоимость "носимого" килограммового навигационного приемника СН-3001 составляет около 1000 долл.

Удовлетворение потребности армии даже в таких тяжелых приемниках обойдется Минобороны в сумму до 0,5 млрд. долл. Осилит ли военное ведомство столь тяжкую финансовую ношу? Однако, по словам руководителя "НАВИС", пока не будет предоплаты на изготовление как минимум 5000 приемников, "никто даже палец о палец не ударит".

Но и в России уже есть сверхлегкие ГЛОНАСС/GPS приемники. Это навигационный 16-канальный приемник массой 80 граммов. Его размеры 45х95х15 мм. Дело за малым - начать его серийный выпуск.Этим и должны заняться отечественные серийные заводы радиоэлектроники, которые сидят без заказов. Им самое время воспользоваться правами, которые дал Касьянов своим постановлением ╧ 635 от 18 октября 2003 г.

А ждет ли нашу продукцию мировой рынок? Оказывается, ждет. Так к главе Федеральной службы геодезии и картографии России Александру Бородко иностранцы постоянно обращаются с вопросом: "Где ваш ГЛОНАСС, когда вы его развернете?" Мир попал в полную зависимость в вопросах определения точных координат и навигации от США, и он ищет альтернативу. Российской промышленности надо воспользоваться и тем, что начала создаваться еще одна система спутниковой глобальной навигации - европейская "Галилео" (Galileo).

"Галилео" возник из-за того, что в критический момент американцы могут отключить все открытые каналы GPS, что и происходило уже во время югославских конфликтов. Чтобы противостоять европейцам, США "подсластили пилюлю". И с мая 2001 г. повысили точность определения координат для гражданских лиц со 100 до 10 м, то есть она сравнялась с точностью определения положения объекта, выдаваемого на военные приемники GPS. С 2005 г. точность должна возрасти до 5 м. По расчетам европейцев, к 2010 г. на континенте будет 200 млн. пользователей GPS. И если сейчас США не кодируют сигналы, то у них возникнет соблазн заняться их шифровкой, а за раскодирование брать плату. Поэтому Западная Европа собирается в рамках "Галилео" запустить к 2008 г. 30 спутников. В 2002 г. министры транспортных коммуникаций европейских стран выделили 392 млн. долл. на разработки, Европейское космическое агентство - 485 млн. долл. Сторонники "Галилео" полагают, что создание такой системы обеспечит появление примерно 100 тыс. новых рабочих мест и снизит зависимость Европы от американских технологий.

Не обошлось, впрочем, и без скандалов. Общая стоимость "Галилео" составляет 3,24 млрд. долл. (по другим данным - 6 млрд. долл.). Шесть стран (Германия, Нидерланды, Дания, Австрия, Швеция и Британия) противились созданию этой системы, сомневаясь в ее коммерческой целесообразности и жизнеспособности: GPS доступна всем желающим и к тому же де-факто является мировым стандартом. Идея независимой от GPS европейской системы не понравилась и Пентагону, который опасается, что сигналы "Галилео" будут мешать работе GPS, используемой военными. Однако Германия в итоге все-таки примкнула к этому проекту, объявив об "огромной политической, стратегической и экономической важности" существования собственной европейской системы, тем самым обеспечив большинство голосов, поданных за ее создание.

Частные структуры к проекту допустят не ранее начала 2004 г. Штаб-квартира агентства по разработке системы будет находиться в Брюсселе, неподалеку от штаб-квартиры НАТО.
Чтобы хотя бы частично покрыть расходы, привлекли Китай и Индию. Вклад последней составит, по сегодняшним оценкам, 300 млн. долл. Участие Китая более существенно. В частности запуски спутников будут вестись ракетами "Великий поход".

Появление "Галилео" означает, что не такое уж богатое население Китая и Индии, их геодезические, геологические и кадастровые службы востребуют массу приборов, использующих услуги этой навигационной системы. Американские и европейские для них дороги. Конечно, обе эти страны в состоянии наладить выпуск даже сложных приборов, но возникает вопрос качества. Вот и надо бы отечественному ОПК "подсуетиться" и хотя бы частично захватить новый рынок. Тем более что еще в 2000 г., в ходе пребывания во Франции делегации РФ во главе с Михаилом Касьяновым и Ильей Клебановым, состоялся ряд деловых переговоров и встреч с руководителями крупных французских компаний, в которых принял участие генеральный директор Российского агентства по системам управления (РАСУ) Владимир Симонов. На них обсуждались и вопросы, связанные с сотрудничеством Российского авиационно-космического агентства (РАКА) и РАСУ с объединенной компанией ТАЛЛЕС и корпорацией "Алкател" по осуществлению совместных работ в области создания аппаратуры пользователей ГЛОНАСС-"Галилео"-GPS. Были также обсуждены совместные аспекты работы с РАКА по системе "Галилео"-ГЛОНАСС.

Комментарий ГИС-Ассоциации:

...Нужно то всего - ничего:

  • отменить секретность на определение координат географических объектов, что давно противоречит здравому смыслу и не дает развиваться самому массовому сектору этого рынка - частной навигации (кстати упомянутое у Андрея Барановского постановление Правительства РФ, не решает этих задач, оно лишь отменяет необходимость получения госразрешения на продажу приемников, а никак не на их использование),
  • обеспечить государственные гарантии в поддержании спутниковой группировки,
  • разрешить всем ведущим поставщикам приборов спутникового позиционирования производить приемники ГЛОНАСС, но только в виде совместного производства в России: ведь налоги должны быть "нашими" и покрывать поддержание спутниковой группировки.

Источник - НПО Центр электронной картографии и САПР

Автор - Андрей Барановский

20.07.2004 



Copyright © WWS 2004-2024
В дорогу!
Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU Locations of visitors to this page