| Главная | Описания | Статьи | Программы | Загрузка | Ссылки | Разное

Навигация для самых "дремучих"

 

Эта статья была написана по многочисленным просьбам посетителей моего сайта. Как правило, такие просьбы поступали от простых рыболовов, охотников, грибников-ягодников, только-только задумавшихся над вопросом приобретения приёмника сигналов Глобальной системы позиционирования (далее навигатор) или тех, кто купил навигатор в подарок для другого человека. Очень часто для своих отцов, являющихся теми же самыми охотниками и грибниками. В Интернете достаточно много статей, описывающих технические характеристики, внешний вид, вопросы настройки и т.д. Но всё это для тех, кто уже подержал в руках это устройство и понял, что это такое на самом деле. А вот для остальных остаётся совершенно непонятным, пригодиться им навигатор именно для их условий или нет? То ли это, что они хотят получить? И вообще, что такое навигатор на Как-то попал сюда вечером и еле вырвался. практике? Особенную долю сомнения приносят обзоры, в которых все примеры даны применительно к езде на автомобилях по МКАД и ходьбе по центральным улицам Москвы. Складывается впечатление, что они только для этого и приспособлены. Всё это следствие того, что именно в "центрах цивилизации" люди могут позволить купить себе ещё одну модную, но бесполезную именно для них, игрушку. А на самом деле именно такое применение меньше всего подходит для таких замечательных устройств как навигаторы. Их основное место в лесу, в степи, в пустыне, в горах и везде, где нет дорог, населённых пунктов и указателей.

Теперь немного про название статьи. Слово "дремучих", в данном случае звучит не уничижительно, а совсем наоборот - призвано определить тех, к кому данная статья адресована. А адресована она для всех людей, чьим увлечением является охота, рыбалка, собирание грибов и ягод и иные занятия, требующие тяжёлого труда передвижения по любым, самым диким и непролазным местам нашей Земли. Как правило, это люди с богатым жизненным опытом, привыкшие к труду и самостоятельности. С такими всегда надёжно. Но и возраст таких "таёжников", "степняков", "горцев" и т.д., уже далеко не юношеский. Да и стать бывалыми в этом деле очень трудно. Много надо набить шишек, прежде чем начнёшь понимать всю мощь и красоту природы. И то, что здесь всё зависит только от тебя. Обычно, настоящими знатоками природы становятся после сорока лет, когда уже гораздо труднее принимаются "новомодные штучки" современной цивилизации. А между тем, многие из них по настоящему полезны в тяжёлых природных условиях.

Как пример, могу привести реальную ситуацию. Живу я на "южном берегу Белого моря" - в Архангельской области. Отец у меня всю свою жизнь ходил по нашим лесам и настолько обвыкся с этой жизнью, что, пожалуй, в лесу чувствовал себя гораздо комфортнее, чем в городе. Обладая врождённым чувством направления, наблюдательностью и богатым опытом, он без особого труда ориентируется в "своих" местах. А места наши далеко не так безобидны, как, например, в средней полосе. Хотя, не буду спорить, и там встречается всякое. Однако, возможность более недели идти в одном направлении и не встретить жилья или любой дороги, тропы или любых признаков человека у нас гораздо выше. Следует сказать, что если брать северо-запад нашей области, то там с таким же успехом можно бродить несколько лет. Да и много у нас ещё более диких мест. Посмотрите на Зауралье, например. 
Так вот, первой реакцией моего отца на приобретённый мной навигатор eTrex Legend было полное скептицизма замечание - "И что же, эта штука будет знать, где я сейчас нахожусь и куда мне идти? Да я её в два счёта запутаю".

Вот тут можно и оглядеться.Дело было зимой, и мы особенно никуда не ходили. А до таяния снегов я научился самостоятельно делать и загружать карты. Путевых точек я за зиму насобирал вполне достаточное количество для качественной привязки. И вот в один из дней пошли мы с ним прогуляться по округе. Имеется в виду места около лесной избы, в которой мы жили. А она расположена так и там, где проходящий один раз в год шальной грибник-охотник является необычайным событием. Скажу честно, ориентируюсь я, как обычный средний человек, и запутать меня заядлому леснику не составит большого труда. Особенно если в пасмурный день часов пять-шесть крутить по густым зарослям березняка и ельника. И вот на одном из привалов он спрашивает меня - "Ну и куда нам сейчас нужно идти, чтобы вернуться к избе?". При этом догадывается, что я уже не ориентируюсь. Я это понимаю гораздо лучше его. И тут на сцену выходит моя Легенда. У избы я, конечно, поставил точку. Компас у меня всегда с собой. Через 15 секунд я победно показываю точное направление на избу. Мало того, я говорю ещё и расстояние до неё с точностью до 10 метров и предлагаю провести его тем же точно путём, которым мы сюда пришли. Немного подумав, отец осторожно говорит - "Ну-ка, дай посмотреть...". И после короткого знакомства с "точечками" и "чёрточками" на дисплее, он наконец понял чем на самом деле является навигатор. 

С таким грузом лучше не блудить!С тех пор, когда я иду в лес, он периодически спрашивает меня, взял ли я с собой навигатор. Если взял, то значит можно за меня не волноваться. К тому же с навигатором я гораздо лучше и быстрее стал ориентироваться на местности без применения прибора. Всё это потому, что в таком положении чувствуешь себя гораздо спокойнее и появляется возможность больше изучить местность, её отличительные признаки и приметы. Да и бываешь на большей площади. А это даёт представление об общей картине местности. Да и за время, потраченное на создание векторной карты для своего навигатора, я её достаточно хорошо запомнил. Этот пример приведён для того, чтобы показать, как трудно бывает человеку осознать истинную ценность навигатора, как помощника в путешествиях. Особенно для людей старшего поколения.

Теперь выясним в общих чертах что же такое навигатор и каковы его функциональные возможности. Навигаторы выпускаются многими фирмами. На Российском рынке шире всего представлена продукция таких известных фирм как Garmin и Magellan. 

Навигаторы имеют различные размеры, формы, технические характеристики и дополнительные функции. Не будем сейчас разбираться во всём этом - всё это производное от самого главного. Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что самым главным, без сомнения можно назвать способность навигатора с высокой точностью и совершенно бесплатно определять своё, а значит и Ваше, местоположение в любой точке земного шара. Точность при этом, как правило, составляет 10-15 метров. Очень часто можно видеть точность позиционирования в пределах 5 метров. Определение текущих координат производится с периодичностью 1 раз в секунду. Как Вы уже догадались, если мы переместились в пространстве в любом направлении, то, зная предыдущие и текущие координаты и время, за которое произошло это перемещение, можно легко вычислить очень много других параметров движения. Самыми простыми и самыми востребованными являются - текущая и средняя скорость, азимут движения и пройденное расстояние. Причём азимут движения всегда будет истинным, и не будет зависеть от текущего магнитного склонения и магнитных аномалий, так как он рассчитывается не на основании магнитных силовых полей. Это очень важно во множестве случаев. Но здесь необходимо помнить, что данная специфика расчёта азимута позволяет рассчитывать этот параметр только во время движения. На самом деле, в абсолютном большинстве случаев, достаточно пройти по прямой спокойным шагом метров 5-10 для определения своего направления движения относительно сторон света.

Но каждый лесник скажет, что, даже зная свои текущие координаты с поразительной точностью, практически невозможно ориентироваться на местности. Это так. Поэтому навигаторы имеют ещё целый ряд возможностей для полного контроля над ситуацией.

Из общего числа функций, помимо возможности определения текущих координат, можно выделить ещё две очень важные возможности. Этими возможностями являются способность сохранять в памяти текущие координаты в виде точки и заносить в память значения координат в процессе движения в виде трека. И хотя все эти данные хранятся во внутренней памяти прибора и содержат данные о координатах, но задачи путевых точек и треков несколько различаются.

Путевые точки содержат координаты конкретного места и имеют собственное имя. Они, как следует из названия, отображаются в виде точки и имени на дисплее навигатора. Таким образом, задача путевой точки состоит в том, чтобы зафиксировать в памяти конкретное место и иметь возможность в любой момент воспроизвести её координаты. Максимально допустимое количество точек различно в разных моделях навигаторов, но в любом случае их не менее 250. Типичным для современных навигаторов является значение от 500 до 1000. 

Трек, в отличие от точек, хоть и состоит из множества координат конкретных мест, имеет несколько другие признаки и, соответственно, выполняет другие задачи. Во первых, координатные точки трека не имеют собственных имён. Во вторых, каждая точка трека при отображении на дисплее навигатора соединяется прямой линией с каждой предыдущей и последующей. При этом получается кривая, как бы повторяющая наш пройденный путь. Это даёт нам возможность видеть, как именно мы шли, и использовать эти данные в последствии. Так как трек состоит из точек, то его длина определяется максимальным их количеством. Максимальное количество точек для разных моделей колеблется от 1000 до 10000 точек. Логика автоматического проставления точек трека достаточно продумана. Например, если мы движемся по прямой, то точки трека, для экономии места в памяти прибора, ставятся только в начале и в конце этой прямой. Таким образом удаётся значительно увеличить длину трека. 
Ниже мы рассмотрим практическое использование точек и треков.

Теперь можно перейти к основной части, рассказывающей о приёмах работы с навигатором. Эти приёмы срабатывают на любом навигаторе любой фирмы, поэтому я не буду заострять внимание на элементах управления. Они у каждого типа расположены по-разному. Главное - это понять принцип.

Итак, начнём!

С самого начала раз и навсегда запомните самое главное правило - НИКОГДА не полагайтесь только на один навигатор. Вы всегда должны примерно оценивать своё текущее положение на местности. Всегда берите с собой компас, карту, спички, топор или нормальный нож и запас еды дня на два превышающий номинальный. Повторяю, что эти советы даны для настоящих походов, а не стометровых прогулок вокруг машины.

Итак ситуация первая. У Вас есть навигатор и поставлена задача пройти в определённое место и через некоторое время вернуться обратно в то же место. Есть бумажная карта местности и Вы её изучили. Путевых треков и точек нет. Векторной карты, загруженной в навигатор тоже нет. Какова последовательность действий в этом случае?

Перед началом движения включаем навигатор, ждём, пока он захватит спутники и покажет текущие координаты. Ставим первую путевую точку. Назовём её "Start". Включаем режим записи трека. Положим включенный навигатор в верхний наружный карман так, чтобы был максимальный обзор небосвода. Некоторые делают специальное крепление на плече - типа погона. Но если нести кузов или рюкзак, то эти способы не всегда удобны. Я пробовал крепить навигатор прямо на ремень кузова. Но иногда вполне достаточно закрепить его на поясе. При этом трек, скорее всего, будет иногда прерываться. Но общую картину движения всё равно будет видно. Идём в нужном направлении. Если встречаем ключевые места, которые можно точно идентифицировать на карте или они потребуются нам в последствии как ориентиры, то ставим в этих местах путевые точки. Такими местами могут быть развилка на тропе, переход через ручей или реку, начало и конец просеки, квартальные столбы, места стоянок, место ухода с тропы и любые другие места по пути движения. Не забываем присваивать нашим точкам названия - razvlk (развилка), perehod (переход) и т.п. Одновременно смотрим на бумажной карте, где примерно находится это место. 

Предположим, что Вы сбились с пути. В этом случае у нас есть следующие данные: наше текущее местоположение, начало движения, путевые точки, определяющие строго определённые места, через которые мы прошли, трек нашего движения и бумажная карта, на которой видно цель нашего движения.

 

Схематическое изображение информации на дисплее навигатора (слева) 

и его соответствие фактически пройденному пути, 

при наложении его на карту местности (справа).

 

Всё что нам надо для коррекции нашего движения, это сопоставить эти данные и определить где мы ошиблись и куда теперь необходимо идти. Совершенно точно нам известно место начала движения и промежуточные точки. Пока нам неизвестны координаты места, куда нам нужно попасть. 

Достаточно опытному человеку для определения правильного направления движения иногда бывает достаточно просто соотнести своё нынешнее положение с началом движения. Но если мы не поняли где ошиблись, то у нас теперь есть возможность всегда вернуться к конкретной путевой точке или участку трека. Для этого необходимо определиться в какую сторону сейчас необходимо двигаться. Это можно сделать не сходя с места. Тут нам пригодится обычный компас. Согласуем направление на север, показываемое компасом, и ориентацию навигатора. Чаще всего навигатор настроен так, что верх дисплея ориентирован на север. У некоторых моделей есть встроенный магнитный компас. Тогда определение сторон света будет выполнено автоматически. При этом у нас получится полная картина - начало движения, путь, которым мы прошли и текущее положение. Всё это жёстко привязано к сторонам света. После этого мы сможем точно сказать куда идти. Если у Вас повышенный уровень магнитных помех, то лучше будет пройти по прямой несколько метров и, наблюдая данные на дисплее, определить азимут направления движения. Это даст нам информацию о расположении сторон света. Можно сделать ещё проще. Если условия позволяют, то можно просто начать двигаться в любую сторону и, наблюдая за показаниями дисплея, стараться найти то направление, при котором стрелка указателя будет показывать на цель движения и расстояние до неё будет сокращаться. 

Особенно удобно выходить к путевой точке. В этом случае можно просто выбрать функцию выведения на цель и указать конкретную точку. При этом на дисплее появится расстояние до данной точки и азимут на неё.

Так как изображение на экране дисплея можно масштабировать, приближая или отдаляя зафиксированные данные, то возможен ещё один вариант. Можно немного увеличить масштаб и попробовать пройти обратно точно тем же путём, которым мы пришли, ориентируясь по записанному треку. Но это, конечно, не самый лучший вариант, но не менее надёжный. Он может потребоваться когда нельзя отклоняться от определённого пути - болота, ручевины, сложные овраги, горные условия, фарватер и т.п.
Я надеюсь, что Вы уже поняли основные принципы работы с навигатором, поэтому я предполагаю, что мы уже пришли к намеченной цели. Первым делом отмечаем это место точкой. Как выйти обратно теперь Вам понятно. Заблудиться, имея записанные в памяти навигатора данные о нашем предыдущем пути данные, практически невозможно. Наоборот, просмотрев трек движения и проанализировав его, можно составить лучший план возвращения. И уж во всяком случае, не позволить себе сбиться с дороги. Причём возвращаясь совсем не обязательно держать навигатор постоянно включенным. Просто в нужный момент можно просто свериться с правильным направлением и идти дальше до следующей контрольной точки.

Если Вы думаете, что на этом можно закончить, то это совсем не так. Теперь представим, что мы собираемся в следующее путешествие, которое пройдёт совсем в других местах. Но память навигатора уже частично занята данными от предыдущей вылазки. Терять, стирая эту информацию, данные совсем не хочется. Тем более, что в эти места пойдёт другая группа или мы с Вами ещё туда как ни будь сходим. И тут нас выручит возможность копирования всех путевых данных на обычный компьютер. Объём этих данных очень мал и практически не занимает места. Само собой, можно из компьютера копировать обратно в навигатор. Причём делать это можно выборочно, указав конкретно, что именно нужно занести в память навигатора. Пройдя один раз другим маршрутом, можно сохранить и его. Так со временем у каждого накапливается достаточно много материала. Особенно ценен такие данные для тех, кто ходит по ограниченной площади - в "своих местах". В этом случае получается практически карта из точек и треков. Совместимость между моделями навигаторов одной фирмы полная, поэтому можно дать другой группе, оснащённой навигатором, нужные координаты точки встречи и не волноваться за то, что вы друг друга не поняли или они промахнулись. Можно быть уверенным, что если они не подошли вовремя, то что-то случилось и предпринять необходимые действия.

Где-то тут у меня сеточка была.Я здесь специально не рассматривал моделей с возможностью отображения карт. Но поверьте, что в случае, когда в навигаторе имеется хорошо отрисованная и привязанная Вами карта, всё становиться настолько просто, что это ощущение просто так не описать. Причём есть реальная возможность после каждого похода всё более и более уточнять расположение любых, интересующих  Вас мест о объектов - озёр, просек, троп, капканов. Например, мне достаточно часто приходится переставлять сети на озере. При этом иногда забываешь куда их перенёс или поставил. Озеро довольно большое и на вёслах приходится грести достаточно долго. Стоит забыть место и поплавать придётся ещё больше. А если это осень, с дождиком и температурой воздуха около 2-5 градусов? Теперь проблем нет - выхожу всегда точно к нужному концу сетки.

Таким образом для людей, привычных к тяжёлому труду "жизни в природе" совсем не лишним будет иметь при себе навигатор. А если кто скажет, что уж он-то точно не пропадёт, то ведь это рассказывают те, кто не пропал. А не возвращаются всего один раз. И я думаю, что в тот момент очень многие из них не пожалели любых денег чтобы одним глазком глянуть где они сейчас и куда им нужно двигаться. Примеров тому много. Слишком много! Природа, когда мы с ней один на один, заставляет нас самих заботиться о себе. Каждая ошибка может быть фатальной. Давайте не будем осложнять себе и без того тяжёлые условия в нашем любимом деле.



С уважением ко всем странствующим по нашим бескрайним просторам.

Всем удачи!

Владимир.


28.01.2005



Copyright © WWS 2004-2024
В дорогу!
Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU Locations of visitors to this page