| Главная | Описания | Статьи | Программы | Загрузка | Ссылки | Разное

С прибором!


 

Эпопея с Глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС), которая длится многие годы - чудовищная смесь древней сказки о Левше и были о потемкинских деревнях. С 2002-го по 2007 год, государство подписало около 58 контрактов по тематике ГЛОНАСС на общую сумму 16 220 000 000 рублей. 
Но развитие отечественной системы лучше всего характеризует не эта цифра, а история появления на свет российских навигаторов ГЛОНАСС, подаренных президенту, а также патриарху и небольшой партией поступивших в московские магазины. 

 

Навигаторы создали за три месяца, исключительно по личной просьбе вице-премьера Сергея Иванова. Сделали их с использованием глины из Гжели в НИИ, который, по идее, не должен был этим заниматься. Институт не допустили до гражданских госконтрактов в рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС, хотя его руководитель лично принимал участие в разработке половины этой программы. 

 

На прошлой неделе в НИИ космического приборостроения (НИИ КП относится к Роскосмосу и занимается в основном продукцией для нужд силовиков) журналистам показали навигатор, который позволяет ориентироваться, используя ГЛОНАСС и американскую систему глобального позиционирования (GPS). Критики по поводу этого отечественного продукта было много, но главное чудо в том, что он вообще вышел на рынок. 

 

По словам гендиректора НИИ Юрия Королева, летом прошлого года, когда Сергей Иванов посетил институт, поступила просьба к декабрю выпустить гражданский приемник. И приемник выпустили. Но из российских деталей в нем только разработанная в институте совмещенная ГЛОНАСС GPS антенна, позволяющая принимать оба сигнала. Остальное - импортное, вплоть до пластмассы, из которой сделан корпус, поскольку достойной пластмассы в стране практически нет. Более того, даже картонную коробку, в которую упакован прибор, пришлось оформлять в Южной Корее. В России за эту услугу запросили намного дороже. 

 

Сейчас в институте наладили производство 1000 приемников в месяц (это не приносит прибыли) и готовят автоматическую линию, которая позволит сделать 450 тыс. навигаторов в год. 

 

Российская электронная промышленность не производит элементов, необходимых для таких приборов, - сожалеет Юрий Королев. - Мы дошли до того, что приходится самим печатать подложки для антенн, используя глину из Гжели и другие материалы. Из этой глины хорошо делать горшки, но она не радиоэлектронная, впрочем, ничего другого у нас нет. Мы многие годы ждем, когда Роспром даст нам элементную базу. Но не созданы даже условия для того, чтобы она появилась. Нет предприятий, предлагающих особо чистый кремний и особо чистые химические реактивы. 
Гендиректор НИИ КП отметил, что институт пытался участвовать в конкурсах по разработке гражданской продукции в рамках федеральной целевой программы ГЛОНАСС и подавал заявки по 21 теме, но ни одна из них не прошла. 

 

- Мы разрабатывали половину федеральной программы. Но когда дело дошло до бюджетных денег, появились другие организации, - удивляется Королев. Впрочем, по рассуждению гендиректора, может, это и к лучшему: если кто-то получает от государства миллионы, он уже не думает о том, что производить, а занят распределением средств. 

 

Официально навигационное оборудование и аппаратура для гражданских потребителей с 2004 года - прерогатива Роспрома, который относится к Минпромэнерго. Именно Роспром - госзаказчик так называемой второй подпрограммы федеральной целевой программы ГЛОНАСС, которая предусматривает, в частности, "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию технологического и испытательного оборудования, комплектующих и элементной базы", а также "подготовку серийного производства навигационной аппаратуры потребителей". 

 

Как сообщил пресс-секретарь Роспрома Олег Рязанцев, в том, что касается госзаказа, для речных, морских судов и геодезических работ гражданские приемники ГЛОНАСС фактически уже готовы, их можно запускать в серию. Что касается навигаторов для частных потребителей, то сейчас активно работают с дизайнерскими проектами и в этом году будут готовы к серийному производству. Рязанцев также отметил, что есть предпосылки для улучшения элементной базы. На заводе "Микрон" в Зеленограде осваивают технологии сборки микросхем с топологическим размером 0,18 микрон. 

 

Однако источники в НИИ космического приборостроения относятся к этим заявлениям скептически. Для того чтобы в России могли собирать достойные приборы из отечественных элементов, уже сейчас для производства требуются технологии хотя бы 0,11 микрон. Для сравнения: корпорация Intel стала отказываться от технологий 0,09 микрон в 2005 году, современными считаются 0,065 и 0,045. 

 

Но, согласно российской Федеральной целевой программе "Развития электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы, к уровню 0,09 микрон Россия приблизится в лучшем случае только к 2011 году, когда мировая промышленность уйдет далеко вперед. 

 

В 2008 году из госбюджета на федеральную программу планируется выделить 5 миллиардов 500 миллионов рублей. То есть государство, видимо, готово финансировать вчерашний день. Между тем от элементной базы зависит не только качество навигаторов для частников и того, что производят по госзаказу, но и оборудование для космических аппаратов, и точность всей ГЛОНАСС. 
Что касается зарубежных элементов, то в этой сфере действуют российские поставщики, отобранные, конечно же, на основе "открытых конкурсов". Однако на предприятиях, которые в итоге получают элементы зарубежного производства, нанимают большой штат сотрудников, которые дополнительно проверяют поставленную продукцию и отсеивают брак. 

 

После того как Сергей Иванов в конце января неожиданно, жестко и публично раскритиковал ГЛОНАСС на заседании коллегии Роскосмоса, сообщив, что навигационная система не покрывает всей территории России, а ее точность не соответствует современным требованиям, очень немногие решились сказать первому вице-премьеру все, что думают. А те представители НИИ и госпредприятий, которые все же осмелились на публичные комментарии, получили по полной программе. 

 

Нам удалось связаться с несколькими экспертами предприятий и институтов, непосредственно участвующих в программе ГЛОНАСС. На условиях конфиденциальности они отметили, что выступление Иванова вызвало у них удивление. 

 

- Перед Ивановым регулярно отчитывались о состоянии и составе космических аппаратов группировки, обеспечивающей ГЛОНАСС, - замечает один из экспертов. - Чтобы навигационная система покрывала всю территорию страны, нужно 18 спутников и 24, чтобы она стала действительно глобальной. Сейчас у нас 16 спутников, причем все запуски происходили и будут происходить по плану: в третьем квартале этого года на орбиту выведут три новых спутника и еще три в четвертом квартале. 
Эксперт уверяет, что все это было известно еще в прошлом году а первый вице-премьер наверняка умеет считать и, сложив цифры, мог легко сообразить, что к концу января на орбите не будет достаточного количества аппаратов. 

 

- Мы постепенно меняем обычные спутники "ГЛОНАСС" со сроком активного существования 3 года на аппараты "ГЛОНАСС-М", у которых этот срок составляет 7 лет, - говорит представитель госпредприятия. - К 2009 году будет "ГЛОНАСС-К", конструкторы работают над тем, чтобы его срок был 10 лет. Эти процессы, как и законы физики, не зависят от партийных съездов и предвыборной ситуации. 

 

Источники также отметили, что критика со стороны Сергея Иванова имела неожиданные последствия. Дело в том, что готовятся контракты с рядом латиноамериканских, азиатских и арабских государств, заинтересованных в одновременном использовании двух навигационных систем: российской ГЛОНАСС и американской GPS. Интерес понятен, это позволяет не зависеть от одной из сторон. А громкая публичная критика ГЛОНАСС со стороны первого вице-премьера пришлась "как нельзя вовремя" и обеспокоила потенциальных клиентов. Российским представителям пришлось убеждать их не отказываться от намерений, что не является дополнительным козырем в переговорах. 
Вместе с тем заманить российский бизнес в эту область крайне сложно (исключение пока составляет АФК "Система"). Основными потребителями ГЛОНАСС на данный момент являются не частники, а госструктуры, а также регионы. Предприниматели не проявляют особого интереса к ГЛОНАСС в том числе и потому, что государство до сих пор не потрудилось законодательно регламентировать эту сферу. Мало кто отважится вкладывать деньги, понимая, что завтра могут принять такой закон, что все инвестиции пойдут прахом. 

*** 

Военторг здесь неуместен 


Все армии мира развивают оружие в рамках общих законов природы. В результате артиллерийские системы или бомбардировщики противников, сделанные в страшном секрете, часто выглядят, как близнецы, порождая легенды об изменниках в КБ. Разведка, конечно, тоже старается, но все же история создания, например, глобальных систем навигации определена математическим решением, которое не может быть приписано никому: для фиксирования координат в пространстве нужны минимум три точки. Считается, что это придумал Евклид. Следовательно, для определения координат надо видеть в небе одновременно не менее трех спутников. 

 

Незадолго до низвержения Хрущева, когда планировалось создание океанского ядерного флота и безнадежно устарела обычная система ориентирования авиации и ракет, встал вопрос о системе военной навигации, позволяющей быстро и гарантированно узнать свои координаты, скорость и направление движения в любой точке планеты. 
Первые идеи прозвучали на научно-техническом совете Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института МО РФ (Гос. НИНГИ) в 1964 г. и в выступлениях специалистов ЛНИРТИ и ЦНИИ МАШ МО. В 1969 г. в НИР "Прогноз" было обосновано создание подобной системы. В 1971-1972 гг. в Гос. НИНГИ выполнена работа "Исследование путей построения навигационных космических систем с использованием спутников на больших высотах". 

 

Это была первая подобная отечественная работа. В ЦК КПСС доложили: 

 

1. При обеспечении скоростных объектов эффективны только системы, основанные на высотных спутниках. 2. Состояние техники позволяет создать отечественную группировку из 21 - 24 спутников на синхронных орбитах. 

 

Это позволяло определять место объекта в любой момент, в любой точке земного шара с неограниченным количеством потребителей. Особо отмечалось сохранение скрытности определения места в ходе сеанса. 

 

Конечно, речь шла о стратегических ядерных вооружениях. 

 

Работа над созданием этой системы, которая впоследствии получила название ГЛОНАСС, началась с 1972 г При полном развертывании в 1973 г предусматривалась такая точность: по координатам - 20-30 м (сегодня - все еще 70 м), по высоте - 10-20 м, по составляющим вектора скорости - 3,5 см/с. Первый этап (1981 г.) - создание экспериментальной системы из 4 - 6 космических аппаратов. Второй этап (1984 г) предусматривал развертывание системы до 9 - 12 спутников. 

 

Третий этап - развертывание штатной системы. Уже тогда при всей мощи советского ВПК не хватало сил на обеспечение навигационной аппаратурой потребителей, а развертывание системы из 24 спутников только для военных было экономически не оправдано. 

 

В ноябре 1978 г. закончен эскизный проект системы. 12 октября 1982 г. запустили первый спутник системы ГЛОНАСС. В 1983 г. - еще два. В принципе шли ноздря в ноздрю с американцами. 
В 1990-1991 гг. были проведены государственные испытания системы в ограниченном составе. По их результатам предельные погрешности определения места равнялись 58,2 м. В сентябре 1993 г. распоряжением Ельцина ГЛОНАСС была принята на вооружение. 

 

К концу 1995 г. система была доведена до 24 спутников. Ровно в этом же году до 24 спутников развернули и GPS. А вот дальше история двух систем пошла разными дорогами. 
В недавнем преднамеренно публичном выступлении отвечающего за космический комплекс министра Сергея Иванова в Роскосмосе содержался жестокий разнос всем подвернувшимся под руку за низкую точность, коммерческую неэффективность и малую зону покрытия системы ГЛОНАСС. 

 

Это полная противоположность его же бравурным докладам Путину о блестящих коммерческих перспективах системы. Тогда он обещал повесить на президентскую собаку навигационный прибор, способный с точностью до метра определить, у какого столба та задрала ногу. 

 

Но Иванов не мог не знать, что ГЛОНАСС имеет врожденные черты советского оборонного сознания, которые потребуют долгой и кропотливой его модернизации при входе на рынок коммерческой навигации. По сути, предстояло сугубо военный продукт в кратчайшие сроки превратить в массовый гражданский. Американцы делали эту работу с первого же старта. Нашим такое в голову не пришло. 

 

На дату этой публикации в орбитальной группировке ГЛОНАСС 15 спутников из необходимых 24, скоро будет 16. Это и определяет все проблемы "продукта", так возмутившие бывшего энтузиаста системы Сергея Иванова, - точность, покрытие Земли навигационным полем далеки от заявленной. Погрешность в 70 м неприемлема, когда ты решил ввязаться в конкурентную борьбу с иностранными коммерческими системами с текущей точностью до 5 м. 

 

Между тем проблемы у нас не в технике, проблемы в мозгах. Принцип-то определения позиции аналогичен американской системе GPS и европейской Galileo, но вот технологические решения трансляции и распознавания сигналов были призваны обеспечить военную надежность, невзирая на сложность аппаратуры. 

 

Участники создания европейской навигационной системы Galileo Кристиан Тибериус и Гюнтер Хайнихс так и написали: "Урок, полученный из опыта эксплуатации российской системы ГЛОНАСС, показал, что примененная в этой системе концепция по сравнению с системами GPS и Galileo коммерчески менее удобна. Необходимость обрабатывать сигналы на многих различных несущих приводит к высокой сложности входного ВЧ модуля (сложный синтезатор, множественные входные модули, многочисленные антенны)". 

 

Это значит, что ГЛОНАСС куда более надежна в условиях войны, но приемник его сигнала стоит существенно дороже американского. Наши генералы, наверное, усмехнутся замечанию европейских инженеров. Коммерчески менее удобна! Какая коммерция? Разговор шел об уничтожении континентов! 

 

Вопросы практической выгоды никогда не волновали наших военных. А на Западе они у всех в мозгу, даже если ты в шинели. И гражданское внедрение GPS произошло мгновенно. 
Реализация программы GPS началась в середине 1977 г. с запуском первого спутника. Уже в 1983 г система была открыта для использования в гражданских целях. В 1995 г. она была полностью развернута. А в мае 2000 г решением президента США были сняты все помехи, которые вводились в показания спутников для занижения точности определения координат невоенными устройствами. 
Практичные американцы не могли поступить иначе. 1% пользователей системы - морские суда, 3 % - вся авиация, еще 1% (!) - вся американская армия. Остальные пользователи - простые автолюбители. 

 

Как только стало ясно, какие перспективы для экономики несет система, США сняли все ограничения и, по сути, за пару лет внедрили высокоточную спутниковую навигацию по всей планете, получая отчисления от стоимости проданных приемников. 

 

В перспективе группировка может насчитывать до 48 спутников. Затраты превысили $15 млрд. (в нынешних ценах - более $21 млрд.). Я пишу это для того, чтобы читатель мог соотнести наши возможности даже при $100 за баррель нефти и конкурентов. 

 

Денег американцы не считали. Оно и понятно: по данным исследовательского центра Industrial Economics & Knowledge Center, в 2006 году мировой рынок портативных GPS-приемников вырос на 41%. Глобальный рынок навигаторов всех типов ежегодно оценивается в сумму до $30 млрд. в год, при этом темпы его роста колеблются в последние годы в пределах 25-30%. 

 

Планируемый мировой доход от использования GPS и Galileo в совокупности составит в 2010 году 60 млрд. евро. По другим данным (прогноз НИИ космического приборостроения), к 2009 - 2011 годам общий объем рынка навигации (включая и ГЛОНАСС) дойдет до 200 млрд. евро. По данным компании IDC, занимающейся исследованием рынков, мировой рынок навигационных систем за один 2007 год вырос на 53%, а рынок портативных навигационных устройств почти удвоился. 

 

Россия находится на пороге бума спутниковой навигации. До конца десятилетия, по данным Mobile Research Group, он составит до 20 млн штук (не менее $2,7 млрд). Российский институт радионавигации и точного времени заявляет, что только госструктуры РФ нуждаются примерно в 700 тысяч устройств. 

 

Таковы перспективы. Я понимаю, что наших военных такие цифры не убедят в необходимости отменить шифрование точного сигнала. Их граждане не интересуют. Но ведь для этого Путин и попытался передать эксплуатацию ГЛОНАСС псевдогражданскому министру Иванову! 

 

Наши спутники непрерывно излучают навигационные сигналы двух типов: навигационный сигнал высокой точности - для военных в диапазоне 1,2 ГГц и сигнал стандартной точности в диапазоне 1,6 ГГц - для остальных смертных. До сих пор в штабах обсуждают идею, что гражданский сигнал должен быть менее точным! 

 

Они не видят ничего вокруг. Сегодня приемники GPS - не больше пачки сигарет. В России уже сотни тысяч таких приборов. Завтра будут миллионы. 

 

В прошедшем году смартфоны и коммуникаторы дорогих категорий ведущих фирм без приемника GPS уже не выпускались. В этом году начнется выпуск телефонов с GPS в средней ценовой категории. Через несколько лет приемник спутниковой навигации будет обязательным атрибутом любого мобильника. 

 

В 2009 г. в конкуренцию с американцами вступит европейская, не военная, а уже сугубо коммерческая GPS Galileo. И ее приемники будут давать точность не 5 - 15 м, как сегодня, а до 0,8 м! Карт такой точности уже не бывает, это ширина человеческого шага! 

 

Хотел бы отметить особые эмоции на форумах в интернете и в прессе после осуждения Ивановым состояния ГЛОНАСС. В них часто слышится пренебрежение, если не презрение. Напрасно. Систему глобальной навигации сегодня могут создать только трое из огромной череды желающих: США, Европа и Россия. Мы все можем гордиться ГЛОНАСС, если ее не угробят военные мозги тех, кто любит называть себя элитой. 

 

Ведь и у GPS пока далеко не все идеально. В прошедшем сентябре я вручную щупал погрешность американской системы при входе в узкую горловину бухты Portocristo на Майорке. Чарт-плотгер (отображение данных GPS на экране) показывал, что нас давно выбросило на берег. Точность не превышала 30 м. 

 

Главной проблемой ГЛОНАСС сегодня является (помимо качества сигнала) отсутствие настоящей коммерческой кампании по продвижению ее услуг на рынок навигации. Предстоит отнять весь этот комплекс у военных и Главкосмоса и нанять деловую, современную структуру, которая собаку съела на продажах высоких технологий и услуг. Сами выбирайте, но пусть это будет Чичваркин или Меламед, но никак не Сечин! А лучше объявите тендер. 

 

Сергей Иванов говорит о величии страны, а нам нужна посадка самолета без пилота, GPS для слепых, автомобили с автопилотами, аварийный приемник для рыбаков, туристов и детей. Бизнесу нужен абсолютный контроль маршрута в транспортных организациях. Обществу нужен прибор для перевода неопасных преступников и подозреваемых под домашний арест. 

 

Видимо, Иванов просто хотел свалить свою вину как куратора проекта ГЛОНАСС на других. Ему стало неудобно перед президентом. Я его понимаю, но кричать не надо. Надо запустить еще 8 спутников. А заодно научиться продавать наши приемники тем, у кого и своих довольно. 

*** 

КОМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 

 

ЮРИЙ РЕВИЧ, обозреватель "Новой": "Точность определения координат в российском приборе ГЛОНАСС засекречена. Вам не смешно?" 

 

GPS и ГЛОНАСС - не первые космические системы навигации. Практически одновременно в шестидесятые годы возникают два комплекса глобального позиционирования на основе спутниковых систем: советская "Цикада" и аналогичная американская "Транзит". В 1997-м и в 1996 годах соответственно их функционирование было прекращено. Были и другие аналогичные проекты. 

 

Кстати, GPS (Глобальная система позиционирования) - это, вообще говоря, общее название для всех подобных систем, закрепившееся в быту за американской в силу ее фактической единственности. Полное ее название - NAVSTARGPS. Советская ГЛОНАСС (Глобальная навигационная система связи) - тоже разновидность GPS. С самого начала американская GPS была доступна и гражданским лицам - я сам лицезрел один из приемников GPS для морской навигации еще в 1990 году. Тогда это было настольное устройство, немного похожее на переносной телевизор, дававшее точность около 40 метров. По мере развития микроэлектроники GPS-приемники совершенствовались, удешевлялись и становились все миниатюрнее (сейчас их встраивают даже в наручные часы и фотокамеры), точность составляет уже порядка 1 - 5 метров, а специальных геодезических устройств - даже несколько сантиметров. 

 

Причем обратите внимание, что еще в 90-е годы производители профессиональных приемников - например, фирма Magellan - предлагали универсальные системы, для увеличения точности вычислений воспринимающие сигналы и ГЛОНАСС, и GPS (это при том, что официально ГЛОНАСС была засекреченной!). 

 

Удовольствие иметь собственную систему космической навигации - не из дешевых, запустить 24 спутника - только полдела, их еще и надо поддерживать (в системе GPS действуют пять наземных станций слежения и координации, разбросанных по всему земному шару), и периодически заменять - средний срок эксплуатации спутника на орбите составляет 7 лет. 

 

GPS же непрерывно совершенствуется - так, на данный момент одновременно действуют 30 спутников, из них 19 - модернизированные, с увеличенным сроком службы и повышенной точностью. На каждом спутнике имеются четыре комплекта атомных часов, обеспечивающих точность измерения времени в тринадцатом-пятнадцатом знаке после запятой. 

 

Довести до ума и поддерживать такую систему СССР оказалось не по силам, первый спутник ГЛОНАСС был запущен лишь в 1982 году. К началу нового тысячелетия в ГЛОНАСС действовало только 8 спутников, сейчас их всего 16, из которых работает 13. Это не позволяет полностью перекрыть тремя спутниками даже одну только территорию РФ, для чего нужно 18 спутников. Между тем для нормальной навигации трех спутников достаточно разве что для грибников - более или менее точные системы, которые ныне обязательны, например, для всех членов ассоциации гражданской авиации ICАО, предполагают прием сигналов не менее четырех спутников. 

 

Теперь о коммерции. Та же российская ГЛОНАСС - приемник Glospace SGK-70 (собранный на корейских деталях, управляющийся операционной системой Windows СЕ и, говорят, представленный публике с англоязычным интерфейсом, - русский сделать не успели) стоил на дату презентации 12 тыс. рублей, но, по слухам, такова его себестоимость, а реально он будет продаваться тысяч за 15 - 16. Это примерно в три-пять раз дороже импортного приемника GPS, причем возможности последних выше уже тем, что в них чаще всего можно использовать несколько разных программ навигации (включая и отечественные), а в SGK-70 - только одну, которая прилагается. 

 

И еще один мелкий нюанс, который очень точно характеризует подход наших военных, - точность определения координат в Glospace SGK-70 засекречена. Вам не смешно? 

 

Стоит ли вообще возиться с таким дорогостоящим проектом, как система спутниковой навигации? Ответ: если есть возможность, то, безусловно, стоит. Космическая навигация потихоньку становится в ряд с другими инфраструктурными образованиями, подобными электроснабжению или связи, без которых нельзя себе представить современное общество. И ситуацию, когда одна страна держит руку на кнопке подобной всемирной системы, нельзя, разумеется, назвать нормальной. Недаром не только европейцы возятся со своей Galileo, даже в Японии неспешно развертывается плохонькая система из двух спутников, зато своя. В мае 2006-го проект развертывания системы навигации IRNSS из семи спутников одобрило правительство Индии. Китай в прошлом году осуществил запуск четвертого спутника, входящего в создаваемую им систему Compass. A нам вообще должно быть стыдно с таким-то заделом. 

*** 

БЮДЖЕТ ЛОВЯТ НА СПУТНИК 


Перспективы коммерческого у спеха приемников ГЛОНАСС при выходе на рынок стоит оценивать с двух разных точек зрения, точнее, в отношении двух разных рынков. Первый из них - гражданский, открытый, частный и так далее, то есть тот, где спрос определяет индивидуальный покупатель, будь то физическое лицо или компания. Здесь шансы ГЛОНАСС-устройств, по общему мнению отраслевых экспертов, не слишком высоки. Во-первых, достаточно узкий и специальный сегмент практически занят приемниками с американским GPS, во-вторых, наша продукция пока неконкурентоспособна по показателю цена - качество. 

 

Следовательно, основным потребителем ГЛОНАСС-устройств станут государственные структуры. Речь идет даже не о военных, ради которых, собственно, разрабатывалась альтернативная система спутниковой навигации. Есть ведь еще МЧС и прочие службы экстренного вызова, а также транспортные предприятия, в первую очередь авиационные и морские, которые легко можно обязать покупать приемники ГЛОНАСС, - например, как условие получения лицензии. Можно придумать и другие способы его применения. Главное слово здесь именно "придумать", то есть вопрос этот в правительстве или в главке, в обход рыночных механизмов. 

 

В этом случае коммерческий успех ГЛОНАСС будет предопределен, что естественным образом породит желание других окологосударственных структур заняться массовым производством устройства. Тогда продукт, рожденный в системе Госплана СССР, так и останется внутри ее слегка модернизированного российского варианта. 

Эльдар МУРТАЗИН, ведущий аналитик компании Mobile Research Group: 
- Если говорить про потребительский рынок, то перспективы российского навигатора крайне низкие. Во-первых, высокая стоимость устройств (приблизительная цена на приемники, которые поступят в продажу в цифровой центр "Ион" в течение февраля, составит 11 990 рублей. - Прим. ред.). Во-вторых, отсутствие полного картографического, орбитального покрытия. И, в-третьих, нежелание покупать комбинированный GPS-ГЛОНАСС приемник, так как это - переплата. А в сравнении с тем, какие еще приемники предложены на рынке, отечественный прибор просто не выдерживает критики. Аналоги стоят где-то 9-10 тысяч, при том что имеют больше преимуществ. 
Емкость рынка достаточно большая. Если говорить в целом об отдельных автомобильных GPS-навигаторах, то это где-то 25 - 30 тысяч штук как минимум. А для ГЛОНАССа - полторы, две, три тысячи. 
Вообще в текущем состоянии без активного лоббирования государством ГЛОНАСС востребована не будет. 

Сергей ВИСЛОВ, директор по маркетингу и продажам Navigator-shop.ru: 
- Пока ГЛОНАСС неполноценна. Первое выпущенное устройство, конечно, было очень плохим из-за того, что использовалась специфическая картография. 
Спутник обеспечивает покрытие только Москвы, получается, что и рассчитано устройство лишь на Москву. 
По заявлению производителей, первый экземпляр был полностью российским, но, зная уровень развития российской электроники, я посмею выразить сомнение. Перспектива устройств, работающих на два типа спутников, конечно, высока, вопрос в цене. Но я не думаю, что будет удорожание, потому что стоимость чипов, которые принимают сигнал, уже копейки. То, что при отключении Америкой доступа к GPS можно будет рассчитывать на ГЛОНАСС, - это хорошо, но такая ситуация если и возникнет, то будет уже не до ГЛОНАССа. 

Справка 
Во II квартале 2007 года в мире было продано более 7 млн устройств с GPS-навигатором, что на 116% больше показателей того же периода прошлого года. В России ежемесячно продают около 20 тысяч персональных GPS. За май - август GPS-приемниками обзавелись 54 тысячи россиян, а рост рынка по сравнению с прошлым годом составил чуть более 40%.


11.02.2008

 

Источник: Новая газета



Copyright © WWS 2004—2007
В дорогу!

На правах рекламы:

Получите льготный кредит на сумму до 300 млн рублей по ставке от 3%, сайт: i.moscow

Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU Locations of visitors to this page