| Главная | Описания | Статьи | Программы | Загрузка | Ссылки | Разное

По дорогам Архангельской глуши.


 Северо-Запад России (Архангельская и Мурманская области, республики Коми и Карелия) -- удивительный край, в котором соседствуют места "цивилизованные" и те, где, кажется, никогда не ступала нога человека. Здесь есть все: большие города и вымирающие поселки, асфальтовые дороги и непроходимые зимники, оживленные железнодорожные магистрали и не обозначенные нигде ведомственные ветки с интенсивностью движения несколько поездов в месяц, посещаемые туристами Кижи и Соловки и недоступные никому из простых смертных погранзоны, гигантские военные полигоны и лагерные управления, сотни закрытых городов и городков, космодром и кладбища ракетных ступеней... Есть здесь множество заброшенных сел и деревень, в которых запросто может поселиться любой желающий, старинные церкви и монастыри, тысячи рек и озер удивительной красоты...

Север влечет к себе туристов, но все же в большинстве его районов встретить путешественников трудно. Причины очевидны: закрытые и режимные зоны, отсутствие устойчивого транспортного сообщения, недостаток информации о регионе... С 1996 года я собираю сведения об этих местах, отправил в различные отдаленные поселки более 200 писем, добыл массу краеведческой литературы и справочников, разными способами собрал информацию по 120 ведомственным железным дорогам, совершил методами автостопа 4 большие поездки на Европейский Север (в том числе участвовал в организованных А.Кротовым "гонках мудрости" от Москвы до Салехарда). Путешествие по маршруту Москва -- Вельск -- Архангельск -- Северодвинск -- Няндома -- Коноша -- Вологда -- Москва, совершенное в августе 1997 года, -- одно из них.

Стартовал, по своему обыкновению, от Московской кольцевой автодороги. Ранним утром в Москве было еще темно, однако это не помешало скоростному автостопу. Быстро осталась позади освещенная бесконечной цепочкой оранжевых огней пустынная МКАД, а затем тоже пустынный, но уже неосвещенный пригородный участок Ярославского шоссе ("великой северной магистрали" М-8). Сменив несколько машин, я достиг поста ГАИ у Переславля-Залесского, где "взял" порожний архангельский тягач, на котором проехал несколько сот километров до Ростиловского поста ГАИ (перед Грязовцом). Оттуда -- "легковушкой" до Вологды. Город проехал на нескольких троллейбусах. Потом, правда, узнал, что можно использовать один троллейбусный маршрут №4, который проходит через весь город с юга (от ост. "Больничный комплекс") на север (до ост. "Бригантина").

При выезде из Вологды столкнулся с неприятным для автостопщика явлением -- "таксизмом": три водителя подряд предложили оплатить проезд (обычно такое бывает только в черте крупнейших городов). Но я не огорчился, зная, что это не более чем досадное совпадение, и вскоре поехал дальше: ПАЗик до Сокола, "Жигули" до Чекшино, бензовоз до Сямжи. Здесь, в 576 км от Москвы, оказываюсь к вечеру, уже в сумерках, и интервал между проезжающими машинами увеличивается до 10--15 минут. Подготовился было к долгому ожиданию, но неожиданно повезло: на автозаправку подъехал автобус, полный каких-то странных людей. Я попросился в попутчики, и водитель согласился взять меня, предупредив, что в автобусе не следует доставать вещи из рюкзака и не вступать, по возможности, в контакт с пассажирами.

Все сидячие места маленького ПАЗика были заняты, а проход заставлен металлическими заплечными ящиками-котомками. Мне с трудом удалось разгрести свободное место. Мужики, сидевшие в автобусе, пили водку и уже мало что соображали. По их разговорам я догадался, что рейс организовало какое-то вологодское предприятие, отправившее своих работников на сбор грибов и ягод в архангельские леса, а получку за эту работу выдали вперед, что весьма бурно и отмечали пассажиры (кстати, в таком "веселом" автобусе я ехал уже не первый раз; на Севере в летний сезон это случается нередко).

В полной темноте автобус мчался по пустой и местами весьма разбитой дороге. На границе Вологодской и Архангельской областей асфальт сменился плохо уложенным бетоном -- это самый нелюбимый водителями участок всей 1220-километровой трассы. Несколько раз перед автобусом пробегали зайцы, появляясь едва ли не с той же частотой, что и встречные машины. Наконец, почти в час ночи, прибыли в Вельск. Здесь ПАЗик остановился на ночевку у въездного поста ГАИ. Я решил не испытывать судьбу на почти безмашинной ночной трассе и тоже решил тут ночевать. Сон в теплом пуховом спальнике был великолепен...

Вельск был основан еще в 1137 г., сейчас в нем живут 26 тыс. человек. Город вытянулся вдоль реки Ваги на 6 км. Старинных зданий здесь сохранилось мало, в основном неказистые двухэтажные дома-бараки, типичные для всех северных регионов. Рейсы городских автобусов почему-то отменили, вроде бы временно. Поскольку трасса проходит через весь город и схема проезда запутана, я с трудом выбрался из этого старинного городка.

От Вельска на нескольких местных машинах добрался до села Ровдино. Там "застопил" легковой "Фольксваген" из Волынской области ("взять" дальнюю легковушку -- редкость, высшая удача для автостопщика!). В машине были трое молодых парней. Один из них когда-то увлекался туризмом и даже что-то слышал об автостопе, потому меня и подобрали. Помог в этом и яркий оранжевый комбинезон -- еще раз убеждаюсь в его незаменимости. Ехали на огромной скорости (до 160 км/ч), 450 км промелькнули очень быстро... И вот я на объездной дороге Архангельска -- столицы Беломорья, крупнейшего города севера европейской части России.

Основан Архангельск в 1584 г. Сейчас это город с населением 420 тыс. человек, протянувшийся с юга на север вдоль Северной Двины и ее многочисленных притоков-рукавов более чем на 40 км. Застроен он в основном небольшими деревянными домами, хотя центр за последние десятилетия приобрел современный вид (есть даже многоэтажные здания, в том числе и высотка лесотехнического института), но пока осталось много старых и ветхих домов. Через Северную Двину, огромную реку шириной в 2 км, перекинуты два моста (едва ли не самые большие в России), которые ночью разводятся.

Архангельский морской порт состоит из нескольких не соединенных между собой частей -- "грузовых районов". Все они охраняются. У причалов стоит множество теплоходов, но идут они в страны Запада, а в направлении Севморпути движение крайне редкое (приблизительно раз в месяц). Зимой навигация поддерживается с помощью ледоколов, но судов в это время ходит еще меньше. Единственная морская пассажирская линия -- на Мурманск, туда 13 раз в году со 2 июня по 30 сентября плавает теплоход "Клавдия Еланская" (самый дешевый билет стоит 165 руб.). По Северной Двине еще сохранилось движение теплохода на Котлас, с мая по сентябрь судно отправляется ежедневно около 7 утра.

Из Архангельска отходят всего три автодороги: на Вельск -- Москву, Северодвинск -- Онегу, Пинегу -- Карпогоры. Междугородние автобусы ходят только по московской трассе М-8 (самый дальний -- до Вельска) и на Пинегу, но есть много пригородных. До Онеги можно добраться лишь на редких попутных машинах. В северном направлении летом уедешь максимум на 100 км, до поселка Поморье, куда ведет очень плохая грунтовка с редким движением машин повышенной проходимости ("Уралы" ходят до поселка, который возник в конце 80-х на вновь открытом Беломорском месторождении алмазов, но добыча их так до сих пор и не начата). В г. Мезень, в 200 км к северу, ведет лишь зимняя дорога, отходящая от поморской трассы в поселке Чудвозеро. Через Несь -- Верхнюю Пешу -- Коткино она доходит до Нарьян-Мара. Летом добраться по суше до этих городов пока еще невозможно. Побережье Белого моря в районе Мезени и прибрежный о. Моржовец являются погранзоной (сам город в нее не входит). Пропуска туда оформляются в представительстве погранслужбы (Архангельск, ул. Русанова, 11/3).

А вот отсюда уже про наши места. Комментарии мои.

Затем я переехал в Северодвинск, добравшись туда за 40 минут по оживленной автотрассе. Этот город, второй по величине в области, существует с 1936 года. (Сначала назывался Судострой, потом Молотовск и только после этого Северодвинск.) Строился он как главный центр производства подводных лодок и еще недавно был закрытым, но это, к счастью, осталось в прошлом, хотя побережье Белого моря к западу от города до пос. Сюзьма пока еще является режимной зоной. (Сейчас наш город называется ГРЦАС, что в переводе на русский значит Государственный Российский Центр Атомного Судостроения. Сейчас режимными являются все предприятия, относящиеся к ГРЦАС - Севмаш, Звёздочка, Арктика, Полярная звезда и несколько других.) В советское время Северодвинск был богатейшим городом, сохранились и следы этого былого богатства: множество огромных дорогостоящих зданий, роскошно отделанный ж.-д. вокзал (пребывающий сейчас в запустении -- почти все поезда отменены), несколько мостов через неоживленную ж.-д. ветку. Но сейчас из-за развала оборонной отрасли здесь все поменялось: единственное крупное предприятие -- завод подводных лодок -- почти не работает, зарплату на нем задерживают месяцами, многие жители покидают город. (Всё так и есть. Правда вокзал работает вовсю. Челночники приносят в казну свои крохи. Ну и если сравнивать 1996 с 2004 годом, то небольшой рост экономического состояния несомненно есть. Хотя например на той же Полярной звезде работникам платят в месяц от 400р до 1000р. и сейчас.)

Северодвинск, в отличие от Архангельска, находится непосредственно на Белом море. Есть здесь и морская пристань, от которой 10 раз в год с мая по октябрь на Соловки и в Мезень ходит теплоход "Алушта", других устойчивых морских сообщений нет. По железной дороге курсируют только пригородные поезда -- по 2 раза в день на Архангельск и в режимный поселок Ненокса (пропуска проверяют на ст. Уйма). (Это не основная ветка. Основной является Московская трасса. И она достаточно оживлённая.) Работает и другая железная дорога -- ведомственная лесовозная узкоколейка, уходящая на 70 км в южном направлении. Леспромхоз, которому она принадлежит, сейчас обанкротился, но на узкоколейке пока еще существуют два "лесных поселка" -- Белое Озеро и Палозеро, поэтому по ней ходит пассажирский поезд (отправление на Белое Озеро в 17.10 (пн., ср., птн.), 16.10 (сб.), 10.30 и 18.30 (вс.), обратно из Белого Озера в 8.00 (пн., ср., птн., сб.), 8.00, 16.30 (вс.). (Ребята, запомните раз и навсегда УЖД на самом деле не является железной дорогой! Это всего навсего несколько рельсов, брошенных в произвольном месте и забытых до схода на этом месте вагончика или обрешётки. На Палозеро дороги уже нет да и не было даже в смысле УЖД.) Кроме того, многие жители поселков имеют "пионерки" -- самодельные мотодрезины, собранные из неведомо где добытых металлических конструкций, с двигателем от мотоцикла или бензопилы. Этот "частный железнодорожный транспорт" ходит без всяких расписаний и указаний, в день бывает от 3 до 7 дрезин. Южнее Белого Озера никакого рейсового сообщения нет, проехать там можно только на "пионерках" -- они появляются 1--2 раза в день. (У меня тоже есть свой "паровоз". С удовольствием размещаю фотку с этим чудом-юдом. Подивись народ! Кстати мы ездили на ней вдвоём с полными ягодой кузовами. И в горку вылезали только так. Двигун у нас - Д6 (1лс).) 

По этой узкоколейке мне удалось добраться только до Белого Озера. Ехал на пассажирском поезде, который состоял из двух обычных зеленых вагончиков и двух "доисторических" -- деревянных, без крыши и торцевых стен, с несколькими длинными скамейками. Плата за проезд (6 руб.) предусмотрена как в нормальных, так и в "бич-вагонах", но с тетушкой-билетером легко договориться. Дорога проходит по удивительно красивым местам: среди озер, холмов и сосновых лесов -- за все полтора часа пути трудно оторваться от окна. Расположенный над озером на холме поселок Белое Озеро не менее красив, однако находится, увы, в полном запустении из-за прекращения лесозаготовок. Здесь буквально на каждом шагу встречается брошенная техника, много опустевших домов. Агрессивно настроенной молодежи тут нет, однако надо остерегаться встречи с главой здешней администрации. Увидев меня, он в нецензурной форме стал доказывать, что это погранзона и мне ее следует немедленно покинуть. Когда я попытался объяснить госчиновнику, что погранзоной эта территория уже не является и запрещать мне находиться здесь никто не имеет права, он пригрозил милицией, задержанием и величайшими неприятностями, после чего удалился. В дальних регионах такие действия представителей местных властей, к сожалению, не редкость. (Дураки и дороги...)

В целом верно, но к 2004 году всё таки кое что изменилось.

Возвращался я домой уже не по трассе, а по железной дороге (это именуется автостопом 2-го рода). Ездить легче всего в локомотивах грузовых поездов. Идущие 6--10 раз в сутки в южном направлении составы формируются на станции Исакогорка, которая находится в пригороде Архангельска, в 18 км от центра города (проезд автобусом №3). Из Северодвинска сюда можно доехать "стопом" примерно за час по архангельской трассе, затем по объездной дороге. Когда я прибыл в Исакогорку, оказалось, что до отправления товарняка пойдет пассажирский поезд Архангельск -- Няндома. Не слишком рассчитывая на успех, я все же попросил начальницу поезда разрешить мне проехать бесплатно (дескать, путешественник, и денег мало), и меня пустили до конечной станции.

Железная дорога Архангельск -- Вологда -- Ярославль, построенная в 1898 г., до 1916 г. была узкоколейной, сейчас она двухпутная (кроме участка Архангельск -- Обозерская), ведется ее электрификация. Вдоль "железки" в Архангельской области расположено 26 поселков, жители которых занимаются заготовкой леса. Раньше от трех поселков отходили лесовозные узкоколейки, но сейчас ни одна из них не действует -- лес вывозят только автомобилями по грунтовкам на 30--50 км к ж.д. От станции Пукса (228 км от Архангельска) отходят 2 лесовозные ж.д. широкой колеи: на запад -- 130 км до пос. Янгоры, и на восток -- 115 км до пос. Дальний (движение по последней в начале 1997 г. прекращено). Янгорская ветка принадлежит Учреждению ОУ-250, более известному как "Онежское лагерное управление", и считается режимной, но туристу при наличии паспорта (и длинного языка) проехать по ней разрешат. Пассажирский поезд на Янгоры ходит ежедневно в 20.20 со станции Икса в пос. Североонежск, от Пуксы до Иксы (25 км) -- движение только грузовое.

Ранним утром я оказался в Няндоме. Там удалось бесплатно впроситься на пригородный поезд до следующей крупной станции Коноши. Далее я доехал "стопом" в пос. Ерцево, с большим трудом преодолев 30-километровую местную трассу (еще недавно она была полностью грунтовой, сейчас наполовину заасфальтирована, но машин очень мало). Ерцево -- лагерное поселение, находящееся в стадии вымирания. Здесь расположены две крупные зоны, одна из которых недавно закрыта. В западном направлении из поселка уходит нигде не обозначенная ж.-д. ветка с колониями и поселениями. Раньше она доходила до пос. Южный Вологодской обл., сейчас действует только до ст. Совзы (90 км). Туда ходит пасс. поезд (20.15 -- 0.00 по ср., чт., пт., 8.00 -- 12.00 по вс., обратно 8.00 -- 12.00 по чт., сб., 17.00 -- 21.00 по вс.). Только с редкой оказией можно уехать в пос. Ковжа и Ширбово -- их предполагается закрыть. Режимной зоной ветка не является, документы никто не проверяет.

От Ерцово до Вологды доехал на товарняке, словно специально для меня остановившемся, далее -- таким же способом -- до Данилова и Ярославля, а там уже вышел на трассу и вскоре прибыл в столицу. Позади остались шесть дней пути и 2510 км.

Сейчас я продолжаю сбор информации и планирую новые путешествия. Но, к сожалению, у меня пока нет единомышленников. Предлагаю переписываться всем, кто интересуется Севером или располагает сведениями о нем по описанным выше темам, и еще раз сообщаю свои координаты: 125502, Москва, ул. Фестивальная, д. 53, корп. 3, кв. 278; тел. (095) 455-37-42.

Автор: Сергей Болашенко



Copyright © WWS 2004-2024
В дорогу!
Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU Locations of visitors to this page