| Главная | Описания | Статьи | Программы | Загрузка | Ссылки | Разное

Сразу хочу предупредить, что многие выводы, приведённые в этом обзоре, являются субъективными. Однако это так или иначе касается всех обзоров подобных устройств. Я старался осмыслить практический интерес к отличительным особенностям навигаторов линейки eTrex. Может быть некоторые выводы и замечания о целесообразности или бесполезности некоторых функций конкретного типа навигатора, как раз в Вашем случае, являются некорректными. Однако всё по порядку...

Серию eTrex условно можно разделить на две части - "младшие" и "старшие модели". К "младшим" моделям относятся - eTrex, eTrex Camo, eTrex Summit. К "старшим" - eTrex Venture, eTrex Legend и eTrex Vista. Попробуем разобраться в отличиях между каждым из этих умных устройств. Их основные технические характеристики приведены здесь. Я предлагаю взять для сравнения две модели навигаторов и выяснить отличия более старшей модели от своего младшего собрата. Затем сравнить отличия уже следующей пары - та модель, что была у нас старшей, будет признана младшей и сравнение пойдёт уже со следующей, более развитой моделью. Ну что, попробуем?


Младшие модели.

eTrex. Модель eTrex является первой и самой простой. Однако в ней присутствуют все функции, необходимые для определения своего местоположения и навигации. Яркий желтый корпус виден практически в любом месте. Одного комплекта батарей хватает практически на сутки в непрерывном режиме работы. Этот прибор без всякого сомнения является самым распространённым и популярным. Это заслуга не только его низкой стоимости, но и его богатых функциональных возможностей. Всё, что нужно, что бы не заблудиться в лесу, найти спрятанный в чаще месте велосипед или выйти точно к машине, оставленной у дороги, запомнить путь, которым прошел и вернуться по нему обратно. Вот далеко не полный перечень возможностей этой модели. К недостаткам можно отнести небольшое количество точек путевого журнала - всего 1536. Однако этого хватит чтобы "запечатлеть" путь пройденный за 4-5 часов. Плюс у него ещё и точек пользователя целых 500 штук. Каждая из них может быть поставлена в произвольном месте и указывать на какое то важное место. Например переход через ручей, развилка на тропе, начало пути, место ночлега и т.п. Эти точки иногда несут большую информацию, чем путевой журнал. Каждая точка может иметь свой графический символ и имя. Таким образом человек, побывавший в интересующих его местах один раз и проставивший в нужном месте точки пользователя, может совершенно спокойно определять как направление так и расстояние до следующей точки в пути. А если он при этом сохранил в памяти или загрузил из компьютера сохранённый путевой журнал, то он ещё и знает, как он шёл по маршруту в прошлый раз. Это полезно когда, например, путевой журнал показывает, как идёт тропа, а Вы в это время должны периодически с неё сворачивать - охота, грибы, ягоды... Покрутившись за этим занятием произвольное количество времени Вам нужно узнать куда надо идти, что бы выйти обратно на тропу. Для этого Вы должны просто включить навигатор и определить направление. Всё! Правда из за низкого разрешения экрана иногда одни точки и названия налезают на другие и плохо читаются. 

Достоинства: низкая цена, наличие всех основных возможностей, большое время работы от одного комплекта элементов питания.

Недостатки: небольшое количество точек путевого журнала, низкое разрешение экрана.

Вывод: навигатор eTrex является одним из самых интересных с точки зрения соотношения цена/функции для следующих категорий людей - хорошо знающих свои места охоты, рыбалки и т.п. и использующих навигатор для определения наиболее точного движения к определённым местам, или для людей редко выезжающим на природу и не увлекающимся длительными переходами.  

 

eTrex Camo. Значит как мы и договорились, далее мы будем рассматривать только отличия между предыдущей и текущей моделью. Подразумевается, что всё, что сказано про предыдущую модель относится и к текущей.

Давайте разберёмся чем же Camo отличается от предыдущей модели. Во первых цветом. Он теперь стал обладателем маскировочной окраски. Если Вы, к примеру, уронили его в поле в траву или в лесу в прошлогоднюю листву, я уж не говорю о том, что он у Вас упал с борта лодки на мелководье, то  Вам его уже никогда не найти. От кого его маскировать, если не от самого пользователя? Затея с маскировкой в данном случае явно является не самой удачной. Далее у нас идёт очень интересная на первый взгляд функция. Называется "Календарь Охотника и Рыболова". Ага! Вот теперь то мы точно будем знать когда на боровую дичь идти, когда на полевую, а когда за щучкой собраться. Давайте попробуем. Открываем календарь и указываем, что нас интересует завтрашний день. После секундной задержки, потраченной на сложные вычисления, мы получаем следующее (Внимание! Скриншот снят не c eTrex Camo, а с eTrex Legend):

 

Видим дату, указание, что предсказание дано для текущего места и удачливость для данного дня -хороший день. Но что это? Самое замечательное время - с 2  до 4 часов утра? И это зимой! В полярную ночь? А собственно на что охотимся и рыбалим? Не важно! Сказано в ночь - значит в ночь. А пурга, оттепель или трескучий мороз - это всё детали. В общем конечно решайте сами принимать условия этого календаря-пророка или нет, но я как ни будь сам попробую разобраться когда для наших мест наступает время хорошей охоты или рыбалки. 

Что же по настоящему хорошего всё таки есть в данной модели. Неужели мы так и расстанемся с ней не заметив что то хорошее и нужное? Нет конечно. Есть у Camo одно без сомнения нужное отличие - увеличенное до 2000 количество точек путевого журнала. Это на самом деле хорошо. Во всём остальном это тот же eTrex.

Достоинства: увеличенное количество точек путевого журнала. 

Недостатки: Спорная защитная окраска, ненужная функция "Калькулятор охотника и рыбака", низкое разрешение экрана. 

Вывод: Непонятно практически необоснованное увеличение цены, так как все новые возможности скорее всего определяются прошивкой, а не какими то затратами при производстве. Для кого конкретно выпущен прибор - непонятно. Я затрудняюсь порекомендовать его кому либо.

 

eTrex Summit. Вот отсюда и далее мы будем наблюдать поистине разительные перемены к лучшему. Итак, начинаем! Помимо увеличенного до 3000 количества точек путевого журнала и до 20 количества маршрутов, у данного навигатора дополнительно имеется два очень интересных прибора. Это электронный компас и барометрический высотомер. 

Начнём с компаса. У навигаторов не имеющих электронного компаса, стороны света определяются исходя из передвижения человека относительно координат. С одной точки зрения это хорошо. Например когда мы находимся в геомагнитной зоне. Обычный компас будет безбожно врать, а наш навигатор в любом случае будет показывать точно. Другое дело, если мы стоим по колено в болоте или того веселее на небольшом карнизе в горах. Тут не всегда можно себе позволить пройти 5-10 метров для определения сторон света. Тут нам и может пригодится электронный компас навигатора. Правда есть одно большое "НО". После каждого включения надо каждый раз калибровать компас. Калибровка заключается в медленном двойном повороте навигатора вокруг вертикальной оси. Я сам сторонник того, что в любом случае просто необходимо иметь при себе обычный компас и желательно карту. Но, тем не менее, электронный компас это на самом деле интересная функция (и дорогая). Не стоит забывать, что электронный компас потребляет относительно большое количество энергии Ваших батарей и практически половинит время работы от одного комплекта. Хотя при достижении определённой скорости передвижения электронный компас отключается и его место занимает обычный - неэлектронный. 

     Барометрический высотомер несравненно более точен, чем имеющийся в остальных моделях. Это объясняется тем, что он измеряет изменение высоты исходя из данных об изменении атмосферного давления. Чем выше мы находимся, тем ниже атмосферное давление и наоборот. Сначала высотомер, как впрочем и электронный компас, надо откалибровать. Кому всё это может понадобиться? Ну хотя бы людям, которые часто находятся в ситуациях, описанных выше. Или подобных им. В большинстве случаев эти возможности не являются необходимыми, учитывая, что и компас и высотомер присутствуют во всех остальных навигаторах. Отличаются они только принципом действия.

Остальные функции аналогичны предыдущим моделям. Однако учитывая всё вышесказанные отличия, надо согласиться, что это самый развитый навигатор из первой тройки.

Достоинства: наличие электронного компаса и барометрического высотомера (для людей, которым это на самом деле нужно), большое количество точек путевого журнала и записываемых в память треков. 

Недостатки: большая цена, большое потребление энергии, малое разрешение экрана. 

Вывод: Если Вы на самом деле ощущаете необходимость в электронном компасе или в точном высотомере и при этом не можете потратить большую сумму, то эта модель для Вас. Большое значение может сыграть количество точек путевого журнала.

 

Старшие модели.

eTrex Venture. Технический прогресс шагает семимильными шагами. И вот мы становимся свидетелями величайших событий. Одним из этих событий в данном случае является увеличение более чем в два раза разрешения экрана. И действительно, информация на новом дисплее смотрится совершенно по новому. Более того, нам предлагают гораздо большее количество этой самой информации. И даже выделяют по неё отдельную страницу. Эта страница называется "Бортовой компьютер". Посмотрим что там есть:

 

Мало того, что нам показывают в режиме отображения больших цифр 4 окна а в обычном режиме уже 8 окон, так у нас ещё есть выбор какую конкретно информацию мы хотим видеть в каждом из них. На правом снимке как раз показано меню выбора отображаемой информации. Обратите внимание на скролльный ползунок. Всего я насчитал 33 выбираемых параметра отображения. Так же видно насколько возросла четкость изображения за счёт увеличенного разрешения. Согласен, что очень многие из возможных параметров не будут реально востребованы. Но имея возможность, каждый пользователь, вне всякого сомнения, свободно настроит информационные поля на данной странице в соответствии со своими запросами. Благо выбор по настоящему большой. И ещё пример разницы разрешений:

 

        

 

Здесь приведена страница карты с куском путевого журнала (обратите внимание на масштабы) и страница информации о спутниках. Видно, что значение большого разрешения для навигатора трудно переоценить. Страницы показаны так, как они видны на самом деле и в масштабе 1:1.

Что ещё? Основная фишка этой модели - встроенная база данных по населённым пунктам земного шара. Поначалу это звучит как то отстранённо от нашей Российской действительности. Ну откуда ему (навигатору) знать наши города и поселки. Поначалу и я так думал. Однако скоро изменил своё мнение. Неоднократно колеся по Архангельской области и периодически попадая в ситуации, когда от дорожных указателей невозможно добиться ничего вразумительного по поводу посёлков и деревень, в которые мне надо попасть, я, не особо надеясь, взял да и задал поиск по имени населенного пункта. Каково же было моё удивление, когда прибор нашел мне требуемую мне деревню с мизерным количеством жителей. И кроме того довольно точно отобразил её в окне навигации. Выяснилось, что я не доехал всего 2 километра. Так что база данных на самом деле довольно большая. Кроме этого у данной модели имеется память ёмкостью 1Мб для загрузки точек пользователя. Я честно скажу, что не представляю себе сколько точек надо заложить, чтобы заполнить всю память, но это наверняка огромная цифра с 4 или даже с 5 знаками. А это, если подумать, уже довольно подробная карта местности. И всё это за цену, которая гораздо меньше eTrex Summit и всех последующих моделей. Кстати, с этой модели начинается применение специального джойстика, позволяющего быстро вызывать многие функции в вводить данные.

Далее следует отметить путевой журнал на 2048 точек. Расширенный набор аксессуаров. И поддержку системы WAAS. Система конечно хорошая, но пока не для нас. Хотя кто знает, может через 2-3 года и у нас вдруг появится. Напомню, что эта система помогает навигатору определять местоположение с точностью до 20-50 см. Хотя по мне и 6-10 метров вполне достаточно. При использовании нового дисплея и, как следствие, нового процессора, срок работы от одного комплекта батарей остался большим и составляет 20 часов.

Достоинства: конечно же новый дисплей, небольшая стоимость, новая страница "Бортовой компьютер" с множеством вычисляемых данных, встроенная база данных по населённым пунктам мира, наличие джойстика управления и ввода.

Недостатки: маловато путевых точек. 

Выводы: замечательный прибор, стоит своих денег, рекомендую активным туристам, водителям, велотуристам и т.п. Однако для полного использования уже не обойтись без использования специальных программ для создания и загрузки данных из компьютера в навигатор и обратно.

 

eTrex Legend. Предпоследний представитель семейства eTrex сейчас покажет себя во всей своей красе. Не будем повторяться и расписывать все прелести экрана большого разрешения, а перейдём сразу к сути вещей. Legend является первым навигатором в своей серии по настоящему поддерживающий картографические возможности. Во всех предыдущих моделях нам предлагали только ставить точки пользователя и записывать маршруты. При этом карта местности должна была быть с собой в печатном виде, либо в памяти. В данном случае мы имеем возможность загрузить в навигатор векторную карту нужной нам местности и уже на ней наблюдать свои перемещения. Причем карта может содержать все знакомые нам по обычным печатным картам объекты - дороги, тропы, реки, леса, болота. В общем всё и даже немного больше. Вообще Вы можете создать на этой карте всё что хотите. Хоть рожицу нарисовать. Так как карта векторная, то при масштабировании Вы можете задать какая детализация будет видна и при каком масштабе. Вплоть до домов и песочниц. Посмотрим как это выглядит в действительности.

 

       

В действительности это выглядит очень даже не плохо. Обратите внимание на масштаб. Кстати когда я первый раз стал работать с масштабом, то неожиданно для себя обнаружил, что максимальный масштаб составляет всего 5 метров! Это конечно только цифра, но мне и раньше казалось, что 50 метров, как в предыдущих моделях, это слишком мало, учитывая реальную точность позиционирования - 5-7м. Теперь я, в случае необходимости, использую оптимальный масштаб от 30 до 12 метров. Представьте, как Вы открываете бумажную карту, и там показано где Вы сейчас находитесь. И это с точностью 5-10 метров. Вот это уже чудо техники, ничего не скажешь. При этом, на мой взгляд, навигатор показывает точность не радиусом, а диаметром. Поэтому реальную точность можно делить на два. Получается 2,5 - 5 метров. И моя практика это подтверждает. Кстати, я привожу в примерах именно карту лесной местности, так как постоянно показываемые, как примеры, карты городов с улицами и домами, считаю глупостью и пижонством. Это вовсе не впечатляет хотя бы потому, что уж где-где а в городе вряд ли есть риск по настоящему заблудится и попасть в безвыходную и опасную ситуацию. А в лесу, горах, на воде и пр. человек постоянно подвергается подобной опасности, даже если он всю свою сознательную жизнь провёл в подобных местах. Поэтому надо показывать не просто возможности GPS, а возможности их практического применения.

На вопрос по достаточности 8Мб памяти отвечу примером. Я одновременно загрузил довольно подробную карту всей Архангельской области и Ненецкого АО, подробнейшую карту Архангельска и самостоятельно сделанную карту размером 30х60км с максимальной детализацией. Все эти карты в памяти навигатора заняли около 2,5Мб. Поэтому прикиньте сами, что такое надо заложить, чтобы забить все 8 мегов. Извратиться можно, но я имею в виду практическое использование, а не технические эксперименты. 

Паспортный срок работы от одного комплекта батарей остался высоким и составляет 18 часов. Ещё обязательно надо сказать про глобальное увеличение количества точек как путевого журнала (10000), так и точек пользователя (1000). К тому же появилась возможность составлять маршруты содержащие до 125 точек. Однако сразу скажу, что эти возможности имеются только в прошивка с номером 3.10 и выше. Продавцы, торгующие русифицированными навигаторами, обычно не утруждают себя русификацией новых прошивок и ставят старые. Если у вас такой случай, то предлагаю скачать последнюю прошивку с сайта производителя или русифицированную прошивку для eTrex Legend версии 3.20 отсюда.

Достоинства: картографические возможности, огромное количество точек путевого журнала, точек пользователя и точек в маршрутах, экран большого разрешения, 8Мб встроенной памяти, множество настраиваемых параметров, продолжительная работа от батарей.

Недостатки: относительно высокая стоимость.

Выводы: Один из самых достойных кандидатов на приобретение. При грамотном подходе может быть использован практически для любых задач. Однако потребуется хорошо разбираться как в картографии, так и в специальных программах для самостоятельного создания карт. Готовых карт по России немного и те что есть не страдают достаточной детализацией и точностью. 

 

eTrex Vista. Ну вот мы и подошли к самой последней модели серии eTrex. Какие же сюрпризы нас ожидают? Какие ещё возможности и сферы применения можно придумать для такого устройства, как спутниковый навигатор? Увы... Как сказал какой-то сатирик - Что... Что... Да ничего! И на самом деле ничего кардинально нового в данной модели мы не увидим. Как и в eTrex имеем навигатор, как в eTrex Summit имеем электронный компас и барометрический высотомер, как в eTrex Venture дисплей высокого разрешения, как в eTrex Legend картографические возможности и большое количество точек пользователя и путевого журнала. Единственное различие - это увеличенная до 24Мб память для загрузки карт. Но, как было сказано выше, проблем с нехваткой памяти не было и при 8Мб. Реальная необходимость всех этих компасов и высотомеров, я уже не говорю о таком количестве памяти, мягко говоря сомнительна. Напомню, что имея с собой компас, а он обязан быть в любом походе у каждого, Вы в любой момент сможете определиться с направлением движения к цели. Это относится только к ситуации, когда Вы стоите на месте. Если Вы двигаетесь, то стороны света на навигаторе показываются без всяких проблем. Хватает нескольких шагов в любом направлении, чтобы навигатор "схватил" общее направление передвижения и рассчитал расположение сторон света. Плюс ещё калибровка. Про высотомер я вообще помолчу, потому, что лично мне не надо делать научных отчетов по профилю местности. А в остальном высотомер - игрушка. К тому же не очень точная, учитывая, что датчик анализирует изменения атмосферного давления. Есть районы, особенно на Севере России, где давление в течении суток скачет как бешеное. Соответственно, собирая весь день морошку на одном болоте, мы в конце дня можем с удивлением увидеть, что мы за это время поднялись метров на 100. 

Во всём остальном это eTrex Legend. Как не прискорбно это признать, но самая "крутая" модель это всего лишь дань принципам маркетинга. Она должна быть. И она есть. Как говорят про мобильные телефоны - имиджевая модель. Это показатель степени Вашего пижонства. Я так думаю, что покупать такие штуки будут в основной своей массе богатенькие буратинки, считающие себя как минимум Дерсу Узала, прочитав несколько охотничьих баек в Интенете, или раскатывающие на велолайнерах за 1500$ + экипировка за 1000$ по "экстремальным" дорогам, которые во всей остальной России считаются хорошими. Таких "охотников" становится последнее время всё больше. Тащат с собой хрен знает что, забывая захватить топор. Как правило ничем кроме пьянки и запоганеного места эти охоты не оканчиваются. 

Достоинства: очень насыщенный всеми возможными причиндалами навигатор. 

Недостатки: большая цена, высокий потребляемый ток.

Вывод: все выводы читайте выше. Напоминаю, что это мои личные мысли по данному поводу. Есть и другие высказывания.

    

Окончание.

Если сделать обобщающий вывод из всего вышесказанного, то можно сказать, что реально интересными для покупки являются следующие модели:

eTrex - самый универсальный и простой навигатор при самой низкой цене.

eTrex Venture - средняя цена, экран большого разрешения, память для большого количества загружаемых точек пользователя.

eTrex Summit - для тех, кому действительно нужен или электронный компас или барометрический высотомер. Цена умеренная.

eTrex Legend - оптимальная покупка навигатора с поддержкой картографических возможностей.

eTrex Vista - если хотите выпендрится перед знакомыми.

 

P.S. Кроме серии eTrex фирма Garmin недавно начала выпуск новой серии под торговой маркой Geko. Эта серия обладает очень хорошими возможностями при меньшем размере и умеренной цене. По общему мнению является достойным конкурентом рассматриваемой здесь серии eTrex. 

 

07.02.2004г.




Copyright © WWS 2004-2017
В дорогу!
Rambler's Top100 GPS TOP 100 Экстремальный портал VVV.RU Locations of visitors to this page